Виды тяг лифта

Как было до патента на электрический лифт

Большая часть узлов в современных лифтах работает на электричестве. Это касается и устройств безопасности, и различных плат, и, конечно, тяги лифта, обеспечивающей движение кабины.

Естественно, так было не всегда. Первые лифты работали на ручной тяге. Чтобы привести поднимающуюся и опускающуюся платформу в движение, использовали рабский труд, а позднее так называемую «ослиную тягу», где рабов заменили ослики. Лифт на ручной тяге использовался, например, в римском Колизее. На подвижных платформах на арену поднимались гладиаторы и хищники, принимавшие участие в боях.

Правда, об отказе от ручной тяги, начали задумываться еще на заре лифтостроения. В частности, Архимед посвятил много времени этому вопросу, но у него в распоряжении не было достаточно развитых технологий, чтобы решить проблему.

Решение пришло с изобретением паровых двигателей, а позднее — с приручением электричества. Первый паровой подъемник, использовавшийся для подъема угля из шахты на поверхность, появился в начале XIX столетия. Паровую тягу уже в середине XIX века сменила гидравлическая. Лифты на гидравлике запустила в массовое производство компания Otis. Но не прошло и 10 лет с момента начала широкого использования гидравлических лифтов, как Элиша Отис запатентовал лифт электрический.

О тяге в современных лифтах

Собственно, здесь начинается разговор о видах тяг лифта в современном лифтостроении.

Тяга приводных лифтов обеспечивается электрическими двигателями. В этих лифтах устанавливаются специальные механизмы червячного типа. Они управляют движением кабины, перемещая стальные канаты по ролику двигателя. Ролик, в свою очередь, сочленен с коробкой передач, управляемой высокоскоростным двигателем. Такие двигатели являются оптимальными для верхнего и подвального использования тяги для скоростей, не превышающих 2,5 метра в секунду.

Бесприводные лифты отличаются сравнительно низкой скоростью, а если быть точнее — малым количеством оборотов в минуту. Работают они, как и приводные лифты, от электричества. Только в данном случае подвижный ролик присоединен непосредственно к двигателю. Бесприводные лифты развивают скорость в пределах 1 метра в секунду. Чтобы кабина удерживалась на этаже в неподвижном состоянии, между ведущим шкивом и двигателем монтируют тормоз барабанного типа.

И в приводных, и в бесприводных лифтах, канаты крепятся к специальной платформе сверху или снизу кабины, а затем — петлей по шкиву к противовесу. Противовес присоединяется к противоположному концу канатов. Тяга противовеса лифта снижает количество энергии, которая нужна для перемещения кабины. Противовес устанавливают на противоположной по отношению к направлению движения лифта стороне. Он перемещается по отдельным направляющим и движется с кабиной в разные стороны. Тягу лифтовых канатов обеспечивает сила их сжатия в специальных бороздках шкива. Чем больше износ тросов и самих углублений, тем меньше становится тяга. Когда износ достигает критического значения, канаты и подвижный ролик подлежат замене.

Напоследок — о лифтах в высоких зданиях. Если путь подъема лифта составляет более 30 метров, в нем используется система компенсации. Эта система состоит из нескольких компенсационных канатов или цепей, соединенных с основанием противовеса и основанием кабины.

Использование данной системы облегчает управление лифтом за счет компенсации разницы в весе тросов. Когда кабина отправляется наверх, короткий компенсирующий канат находится над ней, а длинный участок этого каната — под кабиной. Для противовеса все происходит с точностью до наоборот.

Добавить комментарий